Сторителлинг - учимся рассказывать истории

Начнем с вопроса.
А зачем вам вообще умение рассказывать? И прежде всего, а зачем нам умение рассказывать о себе? Вспоминается сразу несколько ситуаций:
- собеседование;
- публичное выступление;
- знакомство с коллективом;
- презентация, чего бы там ни было.

Это достаточно важные, в какой-то степени ответственные события.
На самом деле таких моментов в жизни значительно больше. Каждый день, когда вы общаетесь с собеседником, на работе и дома - вы слушаете, или что-то рассказываете - о прошлом опыте, о случае из вашей жизни и др.
И вот само умение пересказать историю, даже не содержание, а именно подача материала таким образом, что слушатель открыв рот восклицает - Не может быть; - А что было дальше... это про сторителлинг. Но не только это.
Сторителлинг (СТ) - это история, рассказанная эмоционально и максимально детально. Целевой навык при этом - это еще и передача информации, опыта.
Очень ценная особенность такой подачи материала - запоминание. Если говорить, например, о выступлении перед аудиторией. Спустя некоторое время вы будете помнить прежде всего эти захватывающие эмоции, которые передавал рассказчик, даже больше чем сам доклада. Но и содержание такого выступления вы тоже без труда вспомните, благодаря этим эмоциями.

Пример интересной и не интересной истории


Прочтите оба варианта и сравните их.


Не правда ли, второй вариант значительно интереснее и он скорее всего запомнится надолго. Он описывает реального человека и содержит подробности. Детали здесь очень и очень важны. Они помогают воспроизвести в воображении максимально полно описываемую ситуацию, а значит создать в памяти целый образ с множеством ассоциаций.

Составляющие хорошей истории


Есть некоторые ключевые моменты, которые заметно увеличивают интерес у слушателя:
► изначальная уверенность, настроение, мимика или жесты, говорящие, что это был просто непередаваемый фантастический случай;
► детали, подробности усиливающие воображение и помогающие хорошо представить ситуацию;
► привязка ко времени, также помогает более полному представлению ситуации;
► юмор или сатира, располагают к приятному общению;
► некоторый конфликт, озадачивающее обстоятельство, которое создает сильную вовлеченность и сопереживание;
► недосказанность, откладывание развязки, «а что же дальше?».
► анонсирование, «об этом чуть позже»,

2 причины, почему люди не рассказывают истории


- им нечего рассказать, они думают, что их истории не интересные;
- они не умеют рассказывать.
Если вы считаете, что сторителлинг это особый талант, то вы никогда не научитесь этому. СТ как и вождение автомобиля. Это практика. Навык, который становится привычкой. Никаких других секретов здесь нет.

➜ Важно - «Эффект края»


Это краеугольный камень. Постарайтесь увлечь слушателей с самого начала, с первый секунд своего рассказа. Задайте тему - сформируйте ожидания! Если за минуту вы не заинтересовали, то дальше вас будут слушать без интереса или не будут слушать вовсе. Подобно известной метафоре - в начале «покажите ружье» - и в конце оно должно «стрельнуть».

Концовка также должна быть, быть сюжетной - связана с «анонсом» в начале. Если вы выложите все карты в начале, по концовку ждать уже не станут, а значит ваша история с треском провалится.

Что может включать рассказ о себе?


Итак. Ваша задача - быть замеченным, привлечь к себе внимание - управлять вниманием собеседника. Общаться по-другому.

✔ Начните с привязки ко времени и месту. Когда это произошло и где. Наверняка многие знают что-то об этом и лучше представят ваш рассказ. Вы можете получить обратную связь вида «- О, а я там тоже был». Пример - это был знаменитый матч на стадионе.
Чтобы у вас все получалось - рассказывайте реальные истории из вашей жизни.
✔ Далее обязательно начните с действующих лиц. Кто герой вашей истории, кто еще повлиял на нее. Скажите об этом в начале.

✔ Теперь самое важное. Подкидывание дров в костер. Опишите ситуацию как конфликт, рост напряжения, не равенство сил, из ряда вон выходящий случай, с которым вы столкнулись. Здесь можно немного преувеличить, добавить немного юмора.

✔ Опишите подробности - какая была обстановка, какая была погода, настроение. Не перечисляйте, описывайте вместе с событиями. Что было перед этим. Важно, чтобы детали были связаны с основной линией истории, а не засоряли её.
Если ваша цель - мотивировать людей - не приводите слишком много подробностей - они скорее отвлекут и помешают сосредоточиться на главном.
✔ Используйте усиливающие фразы. «- Ничего не предвещало проблем...», «- Мы думали что это будет просто, но мы ошибались...», «- Не тут то было...».

✔ Поставьте слушателя перед выбором, который у вас был. «- Я не знал что сделать...», «- У меня конечно был выбор...», «- Не представляю как бы вы поступили на моем месте...». Постановка собеседника на свое место значительно увеличивает сопереживание истории.

✔ Обязательно опишите ваше отношение к ситуации - переживания, сомнения, стах. Укажите о своей позиции. Этот момент очень интересный. Говоря о себе, вы меняете отношение к вам. Но вы не можете просто взять и сказать о себе. Сторителлинг отлично помогает в этом. Здесь хорошо работает принцип «дорога ложка к обеду». Вы рассказываете о своей позиции в привязке к реальному случаю. Не нужно говорить насколько это ценно.

✔ Закончите историю разрешением конфликта, ведь его ждали больше всего. Мораль не обязательна. Можно сделать очень короткий вывод, одной фразой, без поучений. «- Никогда этого не забуду...» «- Я понял, что...»

7 сюжетных линий для сторителлинга, которые работают

1. Путешествие и возвращение
2. Из грязи в князи
3. Перерождение (был плохой оказался хорошим)
4. Приключение или квест
5. Преодоление монстра
6. Комедия
7. Трагедия.

Согласно другой классификации...
Существует шесть классических сюжетных арок: «из грязи в князи» (возвышение героя), «из князей в грязи» (падение героя), «яма» (падение, затем подъем), «икар» (взлет, потом падение), «золушка» (подъем, падение, новый подъем) и «эдип» (падение, подъем и окончательное падение).

Без чего не возможен сторителлинг?


Чтобы рассказывать истории, нужно вообще уметь говорить. Очень желательно изучить базовые вопросы постановки речи и ораторского мастерства. Обратите внимание на следующие моменты:
- тембр голоса, говорите когда это требуется мягко или звонко;
- скорость речи, делаете акценты замедлением и ускорением темпа;
- интонация на ключевых словах в предложении;
- иногда нужно делать паузы, молчать несколько секунд между предложениями, давать время на осмысление, не тараторьте без остановки;
- учитесь держать внимание своим взглядом;
- подчеркивайте свои слова мимикой и жестами, или вместо слов.



Использование открытых жестов и гримас поможет расположить к себе собеседника, добавит эмоций, усилит восприятие акцентов в речи.

Очень важно синхронизировать ваши движения и ваши слова, если вы говорите о решительности, ваши движения также должны быть уверенными, сутулая осанка и вялость будут не к месту.

Еще 2 очень ценных совета


1. Избегайте спец. терминов. Вам придется объяснять их смысл, и история превратится в доклад.

2. Вместо этого используйте по-возможности известные всем понятия - дополнительным плюсом будет тот факт, что многие будут «присоединятся» к вашему сюжету, вспоминая свой опыт или включая эмоции. Пример такого подключения аудитории - «- Все мы любим поесть что-нибудь вкусненькое...».

Учимся у актеров и пародистов


Подражание мастерам - отличная техника обучения, в том числе и рассказыванию. Попробуйте взять за основу один сюжет. И повторите его точь-в-точь. Добейтесь естественности и легкости, с которой вы делаете повтор.

◣ Пример такого фильма - Blacklist (Черный список). Это сериал, и главный герой Реймонд Реддингтон в каждой серии очень наглядно прибегает к технике сторителлинга для лучшего понимания ситуации его слушателем.



◣ Пример пародиста - Евгений Петросян. Он рассказывает истории не только с юмором, захватывающе. Но и с умом. В его историях есть глубокий смысл. Обратите внимание на его умение усиливать повествование мимикой и жестами. Дерзайте!

Конечно, это не тот сторителлинг, о котором идет речь, - мы хотим уметь говорить с собеседником импровизированно, без подготовки, заранее не зная, какую историю сегодня ты будешь рассказывать. В нашем понимании хороший навык СТ - это навык рассказчика, не зависимо от того, о чем идет речь. Большее значение имеет то, КАК вы это делаете. Передача информации происходит словно эффект 25-го кадра - вам нужно правильно подбирать историю, она должна быть уместна, быть наглядной иллюстрацией к вашей теме, к тому, что вы хотите донести до слушателя.

◣ Примерами невымышленного СТ, более приближенныму к реальной жизни, могут быть гости на youtube-канале Юрия Дудя. Учитесь у мастеров.

Практическое задание


1. «Меня бесит» - Попробуйте рассказать о том, что вас злит или бесит. Соседи шумят в выходной день, начальник не ценит меня, по телевизору одно и тоже. Возьмите любую ситуацию. И начните ее описывать ее во всех подробностях. И обязательно включите свои эмоции. покажите как это вас злит и задевает. Уверяю, у вас получится очень захватывающая история. Возможно, она не несет содержательной ценности, но это отличная практика.

2. Расскажите по одной истории на следующие темы:
- Мой успех
- Моя любимая книга / фильм / случай
- Мой провал

Развивать себя как рассказчика можно не только с собеседником. Попробуйте записываться на видео. Посмотрите на себя со стороны. Многократная практика позволит вам избавиться от основных ошибок. Стоит отметить, что использование текстовой записи и аудио имеет заметно меньший эффект в сравнении с видеороликами.

Интересный факт. Вы удивитесь, но лучшие сторителлеры - бабушки.

Не делайте это как по принуждению. Во время общения, вы просто говорите что-то вроде «- О, кстати, а вот недавно я был...». И идет повествование. Легко и внезапно. Ваша задача - сделать разговор интересным, и как бы спонтанным.

Не придумали о чем рассказать? Вспомните, как вы поступали в институт, устраивались на работу. Наверняка это очень интересные насыщенные драматические события вашей жизни и у вас найдется множество подробностей об этом.

Что почитать про Сторителлинг


• Аннет Симмонс «Сторителлинг, как использовать силу историй».
• Аннет Симмонс «Побеждает лучший рассказчик».
• Робер МакКи «История на миллион долларов».
• Пол Смит «Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй».
• Дэвид Хатченс «9 техник сторителлинга».
• Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки».


Не бойтесь идти до конца! Не стесняйтесь своих историй и не бойтесь критики. Критика - это полезная обратная связь, которая поможет вам улучшить свои навыки.
Дата: 2020-04-07Просмотров: 212Теги: сторителлинг, истории
4 плюс 11 * (введите проверочное число) Допускается указать только имя. Сайт не собирает и не обрабатывает персональные данные.
Яндекс.Метрика
7.4.5